турклуб вертикаль главная

Контакты турклуба

Планы турклуба

Списки снаряжения

Фото и видео архивы

Поиск по сайту

 

Российские маршруты

Гжельская керамика – от истоков до наших дней

Ноябрь 2010, поездка в Гжель, кадр 73Гжель является в России одним из центров, где уже с давних времен занимаются изготовлением керамической посуды. Если быть точным с исторической точки зрения, то под этим названием нужно понимать целый район, в который входит более двадцати деревень. Это место находится очень близко от Москвы и на данный момент входит в состав Раменского района Московской области. В этой местности были обнаружены высококачественные глины, что и способствовало именно изготовлению керамических изделий.

Уже в прошлом веке пытались установить связь между промыслом и странным названием местности. Объяснение вполне логичное. Занимались обжигом посуды, и поэтому все производство получило название «Жгель». С течением времени согласные поменялись, и появилось уже привычное название «Гжель», которым потом и назвали самый занятый этим производством район.

В исторических документах упоминания о Гжели датированы еще 1328 годом. Во времена Ивана Грозного она уже значилась в качестве государственных дворцовых волостей.

Еще во время правления Петра 1 предпринимались попытки к организации производства художественной керамики. Результаты данных усилий проявились только к 18 веку. Да этого момента здесь изготавливали совершенно обычную посуду.

Остановимся подробнее на изделиях.

С 18 века в Гжели освоили изготовление майолики, которая в России имела название ценина, а в Европе ее называли фаянс. Для изготовления этих изделий использовали цветную глину. Они имели толстый черепок, покрыты эмалью и многоцветной росписью. Из майолики делали практически всю посуду. Но умельцам хотелось большего, так появились декоративные кувшины, блюда и прочие предметы.

Ноябрь 2010, поездка в Гжель, кадр 69Гжельские майоликовые изделия являлись соединением точеной формы и ручной лепки. Все изделия отличались точной пластической проработкой. В них четко прослеживается любовь мастеров к повествованию, что претворено в росписи посуды и прочих предметов. Преимущественными являются изображения природы, видов городов и деревень, птиц. Цветовая гамма росписи была довольно скудной. Здесь применяли синий, белый, лиловый, желтый и зеленый цвета. Комбинация цветов в каждом изделии была гармонично подобрана. Основными были зеленый и лилово-коричневый. Со временем сложился стереотип написания тех или иных рисунков.

Самым большим достижением мастеров того времени считаются изображения птиц. Они изображались по-разному. Птиц рисовали сидящими на деревьях, шагающими и стоящими. Они всегда являлись центральным рисунком на тарелках. Художник того времени – крестьянин, который неразрывно связан с природой. В этих изделиях сочетались приемы графического письма и раскраски цветом. Это и явилось главным принципом гжельской росписи.

Уже в начале 19 века появляется и полуфаянс, который считается более прочным и легким в обработке. Полуфаянсовые изделия отличались более строгими формами. Изделия уже создавались более совершенные. Изменилась и технология производства. Уже после первого обжига можно было начать декорировать. Полуфаянс в полной мере испытал на себе влияние классицистических идей. Во многих изделиях мастера значительно усложнили процесс разработки объема. Цветовая гамма данной группы изделий подбиралась достаточно долго. Применяли синий и зеленый цвета. Затем попробовали использовать только коричневый. Решено было остановиться на синем цвете. Раз стали использовать для украшения изделий только один цвет, то пришлось и совершенствовать технику нанесения рисунка. Тематика стала значительно беднее. Стали прорабатывать растительный и орнаментальный рисунок, а повествовательные картинки вовсе исчезли. Если в майолике рисунок был оконтурен, то в полуфаянсе такого не было. Стилистика же была сохранена и проявлялась в изображении графического рисунка и живописной росписи.

Затем появился фаянс. Он имеет тонкий черепок белого цвета, который покрывают прозрачной глазурью. Для данного вида керамики в Англии даже разработали особый метод переводной печати. Он является экономичным, что в условиях промышленного производства необходимо. В советское время именно тонкий фаянс занял основное место на производстве.

Ноябрь 2010, поездка в Гжель, кадр 51При освоении производства фаянса промысел лишь технически совершенствовался, он осваивался уже в промышленных масштабах. В росписи проявляется сдержанность, но народные истоки все равно прослеживаются. Полихромные рисунки имели выразительные акценты, все так же видна плоскостность изображения. Появляется печатный рисунок. Здесь уделялось основное внимание именно качеству технического исполнения. Это была сложная композиция. Вокруг основного сюжета изображался растительный орнамент. Фон выполнялся в широкой гамме градаций цвета. Стали изображать и военные сцены. 

Конец 19 и начало 20 века явилось периодом, когда гжельская керамика перестала развиваться. В этот момент кустарное производство приходило в упадок. Капиталистические отношения на тот момент проникали во все сферы жизни, они плохо сказались на творческом процессе производства гжели. Если раньше всю работу выполняли от души, то сейчас все подчинялось принципу «быстро и стереотипно». Постепенно это привело к тому, что в Гжели местное искусство превратилось в ремесленничество. Затем началась война, что тоже не позволило вернуть традиции изготовления гжели.

Современные гжельские изделия начинают появляться лишь в конце 40-х годов. Здесь большую роль играет уже научная основа. Художниками и искусствоведами постепенно начинает вновь развиваться этот промысел. А. Салтыков возглавил эту работу. Именно он является знатоком и исследователем гжельской керамики. Впоследствии и его ученики были приобщены к этому процессу. Сразу вернуть былую красоту фарфору не удавалось. Мастера просто потеряли навыки исполнять узоры той красоты, которые изображали ранее. Сначала пришли к тому, что нужно вернуться к монохромному растительному и орнаментальному рисунку. Начали восстанавливать искусство письма. Основой стали полуфаянсовые изделия, которые датировались первой половиной 19 века, ведь именно этот период считается наиболее ярким в гжельском искусстве.

Н. Бессарабова стала той, которая стала воплощать идеи в реальность. Она смогла и сохранить традиции, и сделать вещи подходящими под свое время. Ей удалось использовать традиционные формы для изготовления современных вещей. Она использовала плоскостное письмо. Пастозно написанные мотивы сочетались с четкими графическими проработками растительных орнаментов. Монохромные рисунки отлично выделялись на белоснежном фарфоре.

Ноябрь 2010, поездка в Гжель, кадр 83Именно возвращение к использованию монохромной росписи является основным в становлении мастеров, изготавливающих современные изделия гжели. Теперь требовалось очень точно выполнять рисунок. Развитие этой техники стало залогом последующего успешного развития искусства. Стали развивать и традиционную роспись растительных и цветочных мотивов. Уже в конце 1950-х годов было общество художников, которые продолжали развивать и возрождать промысел.

В 1970-х годах наблюдается заметное расширение выпускаемого ассортимента изделий, тематики их росписи. Предметы были не просто функциональными, они в большей степени являлись художественными произведениями. Это и способствовало быстрому росту интереса покупателей. Художники использовали все более разнообразные сюжеты для декорирования изделий.

Теперь основным становится кистевое письмо. Центральный рисунок перестал был единичным. Теперь это целая композиция. Многогранность цвета кобальта проявляется при определенной техники набора красок.

Восстанавливать майоликовые изделия 18 века также начали лишь в середине 1940-х годов. Основная работа происходила в 70-х годах. Интересной для мастеров стала кистевая роспись сырой эмали. Здесь тоже следовали традициям, но прослеживается компоновка декора на свой манер. Складывается и собственная гамма цветов.

Сегодня массовое производство гжельской керамики – это многочисленные мастера и ручной труд. Некоторые в своей работе применяют кальку и так повторяют авторский рисунок. Это позволяет быстро получить готовое изделие. Современные стилевые особенности при производстве гжели – применение на фарфоре подглазурной синей кобальтовой краски.

Наша поездка в Гжель в ноябре 2010 года - фотографии

 

 

 

Rambler's Top100

О нашем турклубе: Архив новостей, Творчество, Книги, Документы, Юмор, Карты, Маршруты, Окружающий мир, Советы

 

Отдых, Дом, Дети, Комп, Авто, СМИ, Успех, Бизнес, Семья, Спорт, Реклама, Разное, Красота, Риелт, Подарки, Отели, Карта сайта

 

Если не в поход, то куда? Подмосковье, Спортивный туризм, Краснодарский край, Европа, Африка, Украина, Туризм, Острова, Детский отдых, ОАЭ, Отдых и здоровье, Восток, Америка, Города России, Туры и путевки, Крым, Архыз, Камчатка, Кольский полуостров, Турция

 

© 2007-2012, Детский Турклуб Вертикаль. Копирование материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АНО «Культурно-Спортивный Клуб «Вертикаль».