турклуб вертикаль главная

Поиск по сайту

Поездка на озеро Себеж, Осень 1997

Поездка на озеро Себеж, 30 августа 1997

Поездка на озеро Себеж, 30 августа 1997Смех смехом. а неделя уже прошла. Вроде еще не отдыхали, все время только готовились к отдыху, что-то делали для удобства проживания, а время уже уходит.

Пасмурно, в палатке прохладно, из-под одеяла не хочется вылезать, но надо. На мне обязанность - готовить самовар.

Встал как всегда около 8.30. Юры уже не было. Поставил самовар, умылся, сходил за водой на озеро (в этой местности слово "озеро" говорят с ударением на последнюю букву О).

Юра пришел с рыбалки. Говорит, что на озере сильный туман, проверив сети, обратно плыл буквально "наощупь", только рассчитав путь от расположения сетей. Рыбы мало, да еще очень мелкая. Значит, жареной рыбы сегодня не будет.

Самовар кипит, все женщины встали. Пока мы с Дашей ходили поливать грибки, Лида нажарила оладьев из кабачков. Поели, наметили планы на день. Людмила пошла на болото за клюквой (ну, тянет ее туда!). Мы с Юрой - собирать бруснику на буграх по дороге к Левонихе.

Как и везде на буграх трава сильно высушена, аж звенит под ногами. Брусника вся вареная, только на склонах в тени елок попадаются крупные ягоды и хорошие кисти. Покрутились около часа и пошли обратно. Набрали вместе литров пять. Я автоматически прошелся по кустам вдоль болота, но кроме двух старых белых ничего не нашел. Грибы мы приносим отовсюду. Я их быстро отвариваю, а Юра при случае, когда они остынут, складывает в бочку. У нас их две - 50 литровых пластмассовых пищевых бочек. В одну мы сваливаем отварные белые грибы, а в другую солим рыбу. Для сушки грибов нет. Черные отварные складываем в отдельный кан, но чувствуется, что одного будет маловато.

Обедаем с ухой (рыбным супом). Даше хорошо, покушала - получай сюрприз. А так как она кушает всегда хорошо, сюрпризов ей хватает.

Отвалившись от стола, мы все разбредаемся: Людмила укладывает Дашу, Юра пошел "досматривать вторую серию", Лида прокатывает бруснику. Я ...ничего не успеваю делать - приехал на белой "Газели" Дима и Олег. Шофер остался спать в машине, они ушли на озеро снимать сети. Диме ездить некогда и не с кем. Тем более, что завтра надо выкапывать картошку. Мы туда тоже приглашены.

Рыбаки, видимо, торопились, Дима даже к столу не подошел (видимо, постеснялся, т.к. забыл привезти молоко).

Юра лег опять, а я пошел за грибами. Сегодня я пошел вдоль берега озера налево от пристани в сторону речки. Тропинка шла практически по болоту. Во мху попадалось много подберезовиков, но все они, даже молоденькие, были червивыми. Вода в озере высокая, поэтому грибы были водянистыми, трухлявыми. Подъем воды в озере в этом году мы заметили сразу, как только пошли с Юрой в первый раз за водой. Потом и женщины рассказали, что к прошлогоднему пляжу подойти не смогли: тропинка заросла, везде было сыро, а пляж зарос.

Дорожка уводила меня все дальше, но я решил пройти как можно дальше от любопытства. Ведь куда-то она вела, кто-то ее проложил. Справа метрах в десяти было озеро, слева болото. Метров через 500-600 тропинка уткнулась в осоку. На этом месте ранее в озеро впадала речка, жители деревни (которая около нашей стоянки) плавали по ней на лодках, но исчезла деревня, исчезла, заросла осокой и тростником и речка.

Я повернул обратно и теперь больше внимания обращал на кусты, которые протянулись справа вдоль болота. Я их заметил раньше, но осмотреть решил на обратном пути. Только в этом месте был высокий островок в болоте, на котором росли даже высокие сосны и березы. Его-то я и прочесал и собрал большую коллекцию белых грибов. В основном, это были большие старые грибы, но пригодные к употреблению. Других мест с грибами я не нашел.

Вернувшись, я пошел фотографировать женщин на болоте. Естественно, взял тару. Пока фотографировал набрал литра полтора.

Болото наше, т.е. то болото, где мы собираем клюкву находится метрах в пятистах от стоянки. К нему можно пройти по тропинке через холм или прямо по болоту, которое начинается в десяти метрах от стоянки. Все предпочитали тропинку.

Уже в первые дни Лида и Люда, а потом и Юра, определили для себя места сбора клюквы, т.е. кому где нравилось, там и собирали. Все хотели собирать спелую и крупную, и чтобы ее было много. Каждый нашел для себя место, все сидели в разных местах болота.

Посередине болото прорезала заросшая речка (та самая, про которую я уже писал). Людмила уже была и за ней, но там клюквы хорошей не было.

Само болото было относительно сухое, все мы ходили в галошах или невысоких сапожках. Промокали только колени, когда ими становились на кочки. Женщины приладили под них специальные... (хотел сказать прокладки) подушечки.

Клюква растет по-разному: на кочках, просто во мху, в траве или на открытом месте. В траве ее рвать очень плохо, а вот на голых кочках можно рвать горстями. Особо крупная клюква растет отдельными ягодами. При сборе под каждый сорт ягоды надо было приспосабливаться. К нашим женщинам это не относится, они приспособились несколько лет назад и уже могут сами читать лекции о заготовках разных ягод.

Они с первого раза установили для себя и временную норму (1,5-2 часа) и количественную норм (5 литров на брата, т.е. на сестру).

Пока Юра и Лида будут рыбачить мы с Людмилой готовим ужин: я - корейский салат, она - жареные грибы.

(На противень или плоскую тарелку (блюдо) мелкой соломкой (хворостом) натереть морковь, свеклу, кабачок, репу, редьку, редиску, репчатый лук, режется вареный белок яйца, другие овощи (или что есть из указанных). Все это раскладывается кучками на блюдо. Для цветовой гаммы кучки раскладываются по цветам: морковь, яйцо, свекла, лук и т.д. В середину блюда укладывается жареное мясо, порезанное соломкой, очень острое, приправленное соевым соусом. После того, как все уселись, кто-то двумя ложками все это перемешивает и ...).

Грибы жарятся на костре, салат готов, поэтому Людмила пошла купаться. А мы с Дашей сели за стол зарабатывать сюрпризы.

На озере послышался гул моторки, который приближался к нашему берегу. Вот он утих, через минуту вновь заработал, но гудел как бы на одном месте.

- Попались!?

Я быстро сбежал в погреб, схватил бочку с рыбой и оттащил ее (на всякий случай) метров на тридцать за большие деревья.

Послышался лай Шерри. Со стороны озера шла одна Лида с озабоченным лицом.

- Нас задержали! Юра остался с ними!- мне же было непонятно, почему (если их задержали) так быстро Лиду отпустили. Моторка ушла давно, кто же ее подвез к берегу?

В общем я не поверил (да и не очень она была встревожена). И правильно сделал, потому что уже подходил улыбающийся Юра с рыбой.

На озере действительно мимо них проплывала лодка с рыбохраной, но видимо просто подумали, что это нормально, если женщина катает мужчину. А то, что Юра держится за сетку руками, а Лида гребет на одном месте, они не заметили.

Ужинать сели рано, поели и попили плотно. Лида даже не выдержала и попросила Людмилу поиграть с ней в бадминтон, чтобы чуточку размяться. Но после еды не очень поиграешь, поэтому пошли на пристань купаться.

Комары опять не дали долго посидеть и поиграть в карты. Только Даше было хорошо. Она играет то с Людмилой, то с дедом Юрой. Нам она не мешает, сидит хорошо, поэтому никто из оставшихся в дураках не может сослаться на то, что ему помешала Даша сосредоточиться.

Ночью меня разбудил шум моторки. Она приближалась к нашему берегу, потом где-то рядом мотор заглох. Стали приходить разные мысли: а вдруг люди, которые видели Юру и Лиду, захотят ночью посмотреть как мы тут устроились. Воображение рисовало группу людей, окружающих палатки и т.д.

Потом я вспомнил, что сегодня суббота, на озеро приехало много рыбаков ставить сети, понял, что беспокоился зря и уснул.

24 августа  25 августа 26 августа 27 августа 28 августа 29 августа 30 августа 31 августа

1 сентября 2 сентября 3 сентября 4 сентября 5 сентября 6 сентября 7 сентября 8 сентября

Rambler's Top100

О нашем турклубе: Архив новостей, Творчество, Книги, Документы, Юмор, Карты, Маршруты, Окружающий мир, Советы

Отдых, Дом, Дети, Комп, Авто, СМИ, Успех, Бизнес, Семья, Спорт, Реклама, Разное, Красота, Риелт, Подарки, Отели, Карта сайта

Если не в поход, то куда? Подмосковье, Спортивный туризм, Краснодарский край, Европа, Африка, Украина, Туризм, Острова, Детский отдых, ОАЭ, Отдых и здоровье, Восток, Америка, Города России, Туры и путевки, Крым, Архыз, Камчатка, Кольский полуостров, Турция

© 2007-2012, Детский Турклуб Вертикаль. Копирование материалов сайта запрещена без письменного согласия компании АНО «Культурно-Спортивный Клуб «Вертикаль».